Главная » 2012»Сентябрь»22 » Геннадий Кунжапов: "Необходимо ставить вопрос не на количество выпущенных волейболисток, а на их качество"
08:46
Геннадий Кунжапов: "Необходимо ставить вопрос не на количество выпущенных волейболисток, а на их качество"
Сезон 2012/2013 станет для «Северодончанки» юбилейным, пятнадцатым на профессиональном уровне. Будет ли он отождествлен медальным блеском или уйдет в серую тень, мы узнаем лишь весной. А пока что вернемся к истокам. За 14 лет наша команда завоевала золотые медали Второй, Первой, Высшей и Суперлиги, установив своего рода неповторимый рекорд. Подобного доселе не удавалось никому, да и не удастся – Вторая и Первая лиги канули в лету. Помимо чемпионства 2008/2009, волейболистки «Северодончанки» могут похвастаться еще и тремя бронзами – 2005/2006, 2010/2011 и 2011/2012. А вот самую первую медаль в 1999-м команде подарил Геннадий Ажбикирович Кунжапов. Именно с его именем олицетворяется рождение одной из сильнейших команд Украины. Сквозь руки этого тренера прошло множество весьма известных игроков: нынешний главный тренер «Протона» (Саратовская обл.) Елена Соколова, Вера Юрченко, Марина Марченко, Антонина Кривобогова, Анна Поддубная, и, конечно же, лучшая либеро Европы 2000-х Александра Фомина.
– Родился я в Сибири. Отец был военным и вскоре нас перебросили на Кавказ. Там я учился, тренировался, играл. Поступил в медицинский институт. Затем был Омский физинститут, где моим наставником был Владимир Шумаков, который со временем вывел омский волейбол на международный уровень. По окончании вуза вернулся на родину.
– Геннадий Ажбикирович, расскажите о вехах развития волейбола в Северодонецке до 1998 года. – В северодонецкой ДЮСШ начал работать с 1976-го. Занимались мы в спортзале ГИАПа. Первым набором стали девушки 1965 года рождения. Больших звезд с неба они не хватали. Серьезный отбор я начал годом позже. С группой 66-67 г.р. мы стали чемпионами УССР. Северодончанки смогли обойти грандов из таких городов, как Одесса, Киев, Днепропетровск, Донецк, Луганск. Из той команды Елена Полухина пробилась в юношескую сборную СССР, приняв участие в молодежном чемпионате Европы, и вернулась оттуда с медалью высшей пробы. Три человека, среди которых была и будущий главный тренер «Протона» Елена Соколова, попали в сборную Украины, поехали на Спартакиаду среди школьников. А Лариса Вакуленко стала призером Спартакиады народов СССР. Елена Платонова (1969 г.р.) входила в сборные Украины и Союза. Северодонецкие волейболистки 1971 г.р. вновь стали чемпионками УССР. В том составе я бы отметил Инну Невечерю, Ирину Решетняк, Елену Левину… Екатерина Зозуля (Подлесная) (1973 г.р.) известна своими выступлениями в Луганской «Искре» и «Северодончанке». А среди девушек 1975 г.р. появилась Саша Фомина.
Елена Соколова. Верхний ряд, вторая слева
– Как у вас оказалась Фомина? – Прошла сквозь сито отбора, как и все остальные. Обычно я приходил в школу на урок физкультуры, присматривался, отбирал. Помогал мне в этом Григорий Белоус. Ежегодно с сентября по ноябрь у нас проходили спортивный кастинг до пятисот девочек. А оставалось порядка 25-30. И постепенно вырисовывался костяк команды. Фомина училась в СОШ №4. Придя на урок, я увидел скоростную прыгучую девчонку и сразу же забрал себе в группу. С ее возрастом мы вошли в финал первенства СССР «Летающий мяч», куда пробились всего шесть коллективов. По идее, выиграть эти соревнования должны были наши девчонки. Но случилось непредвиденное – на одной из утренних тренировок Саша (наш основной игрок) подвернула голеностоп. На площадку она все же выходила, участвовала в приеме, но на сетке играть не могла. И команда потеряла атаку в четвертой зоне. Эта ситуация еще и оказала психологическое влияние на команду. В итоге мы заняли третье место. Со временем Фомина переросла масштаб соревнований, в которых мы могли участвовать, и я отдал ее в Киевский спортинтернат. Из столицы она попала в Днепропетровск, а затем в гремевшую на всю Европу Луганскую «Искру».
Александра Фомина (в центре)
– Изменилось ли количество желающих заниматься волейболом с распадом Союза? – Нет. У меня всегда было много детей. Ко мне их приводили, можно смело сказать, на имя. И если бы несколько лет назад мне не пришлось уйти из волейбола, то картина была бы аналогичной. Кстати, из последнего выпуска, с которым я занимался в СОШ №8, Елена Лымарева сейчас выступает за ровенскую «Регину».
– Какой из ваших наборов можно назвать «золотым»? – Наверное, девочек 1983-86 г.р. – Анна Поддубная (Аксамит), Антонина Кривобогова, Марина Марченко. На этом костяке, в принципе, и была создана «Северодончанка».
– Предпринимались ли попытки создания команды мастеров до 1998 года? – Да, на базе девушек 1975 г.р. Уже составлялся устав, я готовил команду, но что-то не сложилось с финансовой стороны. А вот второй шанс был успешно реализован.
– А что стало знаковым толчком? – Смысл любого тренировочного процесса – участие в соревнованиях. В этом случае дети добросовестно относятся к учебе в школе и к тренировкам. И они стремились успешно совмещать эти два компонента. Ведь с плохими оценками освободить ребенка от уроков было непросто, неудобно. Сложилась ситуация, что у ГОРОНО не было средств для поездок на соревнования. Я обратился в спорткомитет. Оттуда поступило встречное предложение: «Хочешь денег – заявляйся во Вторую лигу Украины». Что мы впоследствии и сделали.
– Как появилась идея с названием команды – «Северодончанка»? – Первый сезон среди профессионалов (1998/1999) мы начинали под названием «г. Северодонецк». А когда подавали заявку в Федерацию волейбола Украины для участия в Первой лиге, необходимо было заполнить графу «Название команды». Недолго думая, я вписал слово «Северодончанка».
Северодонецкая ДЮСШ. 1997 г.
– Каким было техническое оснащение команды? – Инвентарь я добывал сам, начиная от формы и заканчивая набивными мячами. Например, тренажер для нападающего удара по чертежам собирали родители моих воспитанниц.
– За счет чего в течение одного года удалось шагнуть из Второй лиги в Первую? – Со многими командами мы были знакомы по выступлениям в юношеских турнирах. Те, у кого появлялась возможность, подавали заявку во Вторую лигу. Нашими соперниками были коллективы из Белой Церкви, Харькова, Мелитополя, Луганска, Запорожья. В принципе, не думал, что сумеем сходу выиграть этот турнир, ведь в тот год там принимала участие вторая команда «Искры». За выход в Первую лигу решающая игра проходила в Луганске, и там нам удалось одержать победу со счетом 3:1. Луганчанки еще до стартового свистка были уверены в своем превосходстве, что и сыграло с ними злую шутку.
Игроки первого состава "Северодончанки". Знакомые все лица!
– Расскажите о первом составе «Северодончанке» и дальнейшей судьбе тех волейболисток. – Вера Юрченко (Козак) сыграла во Второй лиге и уехала учиться в ровенский вуз, где несколько лет выступала за местную «Регину». В 2004-м вернулась в Северодонецк, завоевала бронзу и золото Суперлиги. Также играла за одесскую «Джинестру». В текущем сезоне вновь заявлена за «Регину». Лена Янголенко окончила институт и вышла замуж; Алевтина Герасименко уехала в Винницу; Нина Петренко сейчас преподает в СОШ №4, занимается судейством волейбольных матчей Суперлиги; Оксана Леликова вышла замуж; Оля Петрашова окончила медучилище, работает фармацевтом; Женя Зиньковская окончила вуз и вышла замуж; Светлана Мор окончила институт, вышла замуж и родила сына, работает на «Азоте». Марина Марченко и Антонина Кривобогова в 2001-м перешли в черкасский «Круг», уже там дебютировали в национальной сборной. В середине 2000-х Тоня бросила вызов Турции, где и играет по сей день (правда, один сезон провела в греческом «Марко Поло»). Марина до 2009-го выступала в Черкассах, став там 4-кратной чемпионкой страны, по два раза серебряным и бронзовым призером. Весной 2009-го перешла во французский клуб «Канны» к Александре Фоминой, выиграла три титула чемпиона страны трехцветных, играла в финале Лиги чемпионов. В прошлом году переехала в «Омичку», финишировавшую четвертой в российской Суперлиге. Сейчас будет выступать за московское «Динамо». Аня Поддубная с 1998 по 2007 играла за «Северодончанку». Один год выступала в России. Вернулась в родную команду в 2011-м после рождения сына.
– В первой лиге «Северодончанка» играла хорошо, но дважды останавливалась в шаге от повышения в классе. – Камнем преткновения стали черкасчанки. В тот момент «Химволокно-Круг» распался на две команды. «Круг» остался в Суперлиге, а спортивный функционер Юрий Мрачковский заявил свой коллектив в первую лигу. Также в этом году возродилась и канувшая в лету чуть ранее «Искра». По сравнению с мастеровитыми соперницами у меня в наличии были девушки 14-16-ти лет – школьницы. В финальной пульке, проходящей в Луганске, мы были близки к выигрышу, но немного не дотянули. Кроме того, я чувствовал, что нашей команде по возрасту было рано выступать в Высшей лиге. К тому же надо было развивать клуб. Необходим был автобус, хотя бы минимальные контракты. А так, на профессиональном уровне подростки играли фактически бесплатно. Ничего не менялось. А вот когда в 2001-м вместо меня на тренерский мостик пришел Витя Болдарев и столкнулся с аналогичными проблемами, то спорткомитет постепенно их решил.
"Северодончанка". Сезон 2000/2001. Поддубная (№7), Кривобогова (№2), Марченко (№4)
– Что стало причиной вашего ухода из «Северодончанки»? – Я не из тех людей, кто идет на компромисс, какие-то хитрости. Я попросил не связывать меня с финансовыми вопросами. Но тогдашнее руководство это не устраивало. И мне начали искать замену. Предложили Болдарева. Меня даже уволить нормально не смогли. Ничего хорошего из этой перестановки впоследствии не получилось – в высшей лиге команда оказалась неконкурентоспособной. Тренерская чехарда продолжилась и в дальнейшем.
– Сразу же в Черкассы переехали Марченко и Кривобогова… – Это произошло еще при мне. К сожалению, я упустил момент, чтобы юридически без моего согласия нельзя было игрока куда-то отправить.
– А кого из всех работавших с командой тренеров за прошедшее десятилетие вы бы выделили? – Грамотный сильный тренер Виктор Васильевич Перебейнос, который поднял «Северодончанку» после Болдарева. Во время второго его приезда в Северодонецк наша команда впервые в истории стала призером Суперлиги. При нем коллектив преобразился в отдаче к игре, вырос технико-тактически. Ну и Владимир Никитович Бузаев, приведший «Северодончанку» к золотому дублю. Он очень грамотный тактик и психолог. Однако с его схемой нет атаки в третьей зоне. Выделю и Олимпийского чемпиона Федора Лащенова, но он человек чести, не смог бороться с тогдашней системой. В его понятиях, находящийся на площадке игрок не должен был получать меньше, чем просиживающие на скамье запасных.
Наше время. Ольга Петрашова, Нина Петренко, Светлана Мор, Геннадий Кунжапов
– Чем вы занимались после ухода из «Северодончанки»? – На протяжении нескольких лет вел группу волейбола в СОШ №8. Воспитанницы играли за нашу ДЮСШ в региональных соревнованиях. Группу закрыли. Затем вел в ОФП в бассейне в СОШ №3. Сейчас нахожусь на пенсии. Езжу на дачу, рыбачу…
– На протяжении нескольких лет в нашей команде наличествовала группа подготовки. Сколь важна она в клубной инфраструктуре? – В минувшем году Фомина мне привозила журнал, повествующий о клубе «Канны». Так у них сразу несколько таких групп разных возрастов. В команде должна быть отлаженная система! Вот я в свое время знакомился с клубной системой в Екатеринбургской «Уралочке» – ДЮСШ, интернат, дубль. Все команды жили в отдельном пятиэтажном доме с решетками и консьержем, контролировавшим режим. У нас также должна быть развита ДЮСШ. Необходимо ставить вопрос не на количество выпущенных волейболисток, а на их качество. Это значительно дешевле, чем приглашать опытных игроков со стороны.