В этом же году копилку трофеев команды пополняет Европейский кубок Вызова. После вояжа в Турцию следует возвращение в родную «Орбиту» и, казалось бы, скорое завершение игровой карьеры. Однако судьба распоряжается иным образом. Пришедшему в середине сезона 2007-2008 в «Северодончанку» Владимиру Бузаеву потребовалось срочное усиление команды. За полгода в новом коллективе она получает статус главного «приёмщика». А уже в следующем сезоне игра Ольги становится одним из главных залогов успеха в чемпионстве «Северодончанки». С итогов минувшего сезона мы и начали беседу.
- Подведите итоги минувшего чемпионата. Довольны ли вы своими личными показателями? - Что планировали – мы всего добились, кроме еврокубка, в котором нам не дали сыграть. Своими же собственными показателями довольна процентов на 80 - не очень удачно играла в атаке, а в стальном нормально.
- Против кого из соперников в этом сезоне было сложнее всего играть? - Естественно против «Круга» и «Галычанки». Если же говорить об игроках, труднее всего было играть против Трушкиной, когда была Марченко – против нее. Также хотелось бы выделить Елену Майбороду (Туркулу).
- Как складывались отношения с партнерами по команде? Ведь многие младше вас на 10, а то и на 15 лет? - С девчонками постарше особой разницы не чувствуется. У молодых же не совсем адекватное восприятие сегодняшней жизни. Все думают, что они уже звезды и их везде ждут с распростертыми объятьями. Они, еще не заработав себе имя, уже зарабатывают в уме. Такое ощущение, что других каких-то целей у них нет. Вот у меня на разных этапах жизни была определенная цель: для начала попасть в 12-ку, потом в шестерку. После хотелось пробиться в молодежную сборную СССР, потом уже в сборную Украины. Всё это произошло рано – нам было по 18-20 лет. А теперь даже те, кто приехал в сборную команду из других городов, работают лучше, чем наши. У нас было другое воспитание, менталитет... У нас не было мысли заработать денег!
- В игре второго круга с «Орбитой» присутствовала некая расслабленность у игроков. Была недооценка соперника? - В этот момент у «Орбиты» начался подъем. Думаю, что повлияла смена тренера. С предыдущим наставником они были всё время в напряжении. А тогда, наверное, были более расслабленными в психологическом плане. На каждую игру стараешься настраиваться, но бывают такие моменты, когда знаешь, что у команды одно очко и в любом случае существует определенная расслабленность. А вот когда выходишь играть против того же «Круга» или «Галычанки» – концентрация на пределе.
- В последних играх чемпионата соперницы пытались выключить вас из атакующих действий? Чувствовали в такие моменты свою ответственность за результат? - С одной стороны на меня выпало больше в приеме, но в тот же момент - меньше в атаке. Я всегда чувствую ответственность. Во-первых, я старше всех, опытнее (за исключением Ирины Комиссаровой – прим. авт.). Вначале было, конечно же, очень сложно отвечать одновременно за тот же прием, за ту же атаку и за тот же блок.
- Что почувствовали (первое ощущение), когда закончилась пятая партия второй игры в Черкассах? - Если честно: «Слава Богу – это закончилось...» и «Да! МЫ это сделали!». Перед первой игрой я ужасно нервничала. Когда же мы выиграли первую игру – подумала, всё, что мы могли сделать здесь – мы сделали. На вторую игру выходила спокойнее – всё-таки определенный запас уже был. А когда в течение второй игры поняли, что можно и ее взять, у нас открылось второе дыхание. Хотя когда проигрывали по ходу четвертой партии 18:10 (счёт по партиям в тот момент был 2:1 в пользу «Круга» - прим. авт.), подумалось: «Ну не удалось…». А в дебюте пятой партии хотелось только победы. К тому наши приезжие болельщики сделали домашнюю атмосферу на игре.
- Финансовый кризис затронул команду? - Он не мог нас не затронуть. Он затронул всех. Если же говорить об украинских командах, то он затронул нас меньше, чем остальных.
- Через месяц у вас заканчивается действующий с клубом контракт. С планами на будущее уже определились? - Еще не определилась. Во-первых, мне никто еще не предлагал его продлить. Хотя, конечно же, мне бы хотелось остаться в команде. (Несколько дней назад Ольга Костина продлила соглашение с клубом еще на один год – прим. авт.)
- На ваш взгляд чего именно не хватило нашей команде для попадания в четверку в концовке прошлого сезона? - Не хватило прихода в клуб Бузаева на пару месяцев раньше. В концовке, по сути, нам не хватило лишь одного очка.
- Несколько дней назад в составе сборной Украины вы принимали участие в отборочных играх к ЧМ. Чего не хватило нашей сборной для прохождения в следующий этап? - У большинства игроков сборной полностью отсутствовал международный опыт. Здесь труднее играть не столько физически, сколько эмоционально. Если бы эти игроки играли также, как и в играх ЧУ – результат был бы совсем другой. Также негативно сказалось отсутствие некоторых приглашенных на сборы игроков. Вот все сейчас говорят, что у Бузаева никто не хочет играть. Точно так же никто не захочет играть у Голотова или у кого-либо другого. Приедут только свои игроки!
- Каков был ваш главный аспект уезда за рубеж? - Хотелось выйти на новый уровень. Когда я получила приглашение, возник интерес. В то же время было несколько страшно.
- Проведите параллели между Турецким и Украинским чемпионатами. - Уровень соперников в чемпионате Турции, конечно же, выше. Там в каждой команде два-три сильных легионера. За счет того, что они начали приглашать зарубежных тренеров, вырос их уровень волейбола. Местные волейболистки стали играть лучше! Присутствует огромный накал. Первые 7-8 (а не 2-3, как у нас) команд равные по классу. И мы могли в выездной игре с командой, занимающей 9-е место, играть пять партий. У нас вообще нет освещения украинского волейбола в СМИ, если сравнивать с Турцией. В нашей стране зашел в интернет и прочел несколько новостей – всё! В прессе освещению волейбола практически не выделятся места. То же самое и телевидение. Мы видим игры местного чемпионата по ТВ? А как наше телевидение показывало ЧЕ-1993? Полуфинальная игра, мы играем с Чехией. И в концовке пятой партии трансляция прерывается. И как в то время можно было узнать результат поединка? Единственное, что я могу выделить – это поддержка родных трибун. Мысленно я провожу параллель между Северодонецком и Турцией. В Стамбуле большинство команд играют в одном зале. И на игры чемпионата зрители приходят просто посмотреть на игру. Единственное, что я могу выделить, когда мы выиграли Кубок Вызова – зал был забит турками до отказа. Болельщики устроили целое шоу.
- В вашей «турецкой» коллекции трофеев есть в наличии Кубок Вызова, вы играли в финале чётырех Кубка ЕКВ. Чего не хватало «Вакифбанку» для выигрыша главного европейского клубного турнира? - Наверное, были слабее на тот момент. Не достигли необходимого игривого уровня.
- Какое ваше самое яркое впечатление о Турции? - Если говорить о карьере игрока, то сразу же вспоминается момент, когда мы выиграли чемпионат и Кубок Вызова. Многие годы мы не могли опередить «Экзачибаши», соперничая с ними и в чемпионате и в кубке Турции. И в том сезоне мы их, наконец-то, обыграли и стали первыми. Если же говорить о стране, то впечатлений масса. Первое время после приезда я просыпалась от каждого гудения, от каждого крика. А потом всё это стало обычным фоном. Когда идет Рамадан (в течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза до вечернего намаза – прим. авт.), после ночной трапезы на рассвете жители выходят на улицу, начинают кричать, стучать в барабаны. В первые разы было очень страшно.
- Что предпочитаете из турецкой кухни? - Больше всего мне понравилась их выпечка и, конечно же, кумпир (печёный картофель – прим. авт.)
- Насколько изменился уровень украинского чемпионата за период вашего отсутствия? - Он упал! Это сейчас он несколько поднялся. А в тот момент, когда я приехала с Турции и пришла на один из матчей, мне подумалось: «А куда я попала???».
- Вашему поколению игроков было, наверное, труднее всего адаптироваться к новым волейбольным правилам. Насколько сложно проходил лично для вас данный процесс? - Поначалу они казались нам глупыми. Каждое касание, каждая ошибка – это очко. Было очень тяжело. Появилось больше ответственности, надо было играть более осторожнее.
- На протяжении всей карьеры вам довелось поиграть под руководством нескольких тренеров. Какой вклад каждый из них сделал для формирования в вас игрока и личности? - Вообще три тренера в моей жизни сыграли определенную роль. Не нашел бы меня Москаленко Пётр Васильевич, мой первый тренер, который ездил по школам в поисках перспективных игроков – ничего бы этого и не было бы. Далее, в молодежной команде, тренером был Перебейнос Виктор Васильевич, который очень многому меня научил в техническом плане. После уже Бузаев Владимир Никитович развивал наиболее яркие игровые качества, подбирал амплуа. Для меня он значит несколько больше, нежели просто тренер. Если у меня в жизни какая-то проблема – я всегда пойду с ним посоветуюсь. Мне важен его совет.
- Что еще хотелось бы выиграть в спортивной карьере? - Если смотреть на вещи реально – завоевать с «Северодончанкой» еврокубок, благо с нас сняли дисквалификацию (из за проблем с визами клуб не смог вылететь на игру 1/8 финала Кубка Вызова с французским «Альби» и был дисквалифицирован – прим. авт.).
Александр Руденко специально для "Волейбол в Украине"
|